Костогрыз С. А. Диссертация “Исполнительство на балалайке Харьковщины как составляющая украинского музыкального искусства”

Об авторе.

Костогрыз Сергей Александрович, известный исполнитель-балалаечник. Двадцать лет ведет класс балалайки в Харьковском
национальном университете искусств (раньше консерватория ). Кандидат искусствоведческих наук.


(Выдержки из диссертации)

Историографический анализ выявил отсутствие комплексной научной разработки проблем специфики формирования и развития исполнительства на балалайке в Украине. Между тем балалаечное исполнительство является одной из приоритетных сфер академического народного струнно-щипкового инструментализма. Несмотря на широкое распространение в Украине и за её пределами, профессиональное искусство балалаечников принадлежит к наименее разработанным объектам отечественной теории исполнительства (интерпретологии). Изучение роли балалайки в историко-художественном процессе, в различных региональных условиях развития также не становилось самостоятельной проблемой отечественного музыковедения.

Для достижения преемственности исторического и логического познания процессов исторического становления и развития балалаечного исполнительства в современной Украине важно обобщить опыт многих поколений музыкантов-исполнителей (как оркестрового, так и сольного форм музицирования) в соотвтетсвующих научных разработках.

Отсутствие на сегодняшний день целостной теории балалаечного исполнительства (со своей специфизацией терминологического системы научного осмысления) тормозит изучение специфики этой сферы музицирования. Налицо традиционный отрыв теории от практики музицирования, уже перодоленный некоторым репрезентантами народного академического инструментария (например, баяна, домры). Именно этим обусловлена необходимость проведения специального системного исследования, конечной целью которого является поиск методологического фундамента для научного постижения коллективного исполнительского опыта музицирования на народных струнно-щипковых инструментах.

Исследование истории инструмента не может быть полным вне рассмотрения сопряженного с ним искусства. Феномен балалаечного искусства в работе трактован как комплексное понятие (по аналогии с подобными, уже разработанными – фортепьянным, скрипичным, баянным, бандурным, домровым), включающее все направления творческой деятельности (композиторское творчество, исполнительский и педагогический процессы) и сферы применения инструмента (профессионализм, любительство, фольклорная и академическая традиции).

Таким образом, за сто тридцать лет развития балалайки как академического инструмента сложился её «звуковой образ» как символа славянской исполнительской культуры, со своей темброво-фактурной природой и акустико-динамической, органофонической спецификой.

В диссертации впервые заявлен региональный вектор – опыт харьковской школы исполнительства на балалайке с учетом общих тенденций развития композиторского интереса к этому инструменнту.

Педагогический вектор отражает уровень современного преподавания игры на балалайке в системе высшего музыкального образования, а также концертно-филармонической и фестивальной практики Украины.

Вместе с тем изучение имеющихся научно-методических источников, свидетельствующих о практике балалаечного исполнительства в Украине, не выявило серьёзных исследований теоретико-методологического плана. Можно констатировать, что в настоящий момент теория балалаечного исполнительства находится на стадии формирования и нуждается в серьезном методологическом обосновании

В Разделе 1 изложена периодизация балалаечного исполнительства в Слобожанщине (с учетом его вписаности в систему народных струнно-щипковых инструментов, во всех исторически сложившихся формах музицирования). Прослежены этапы развития балалаечного искусства, отражающие как повышение, так и снижение его актуальности и востребованости. Представлен достаточно большой исторический период, ставший объектом серьезного и всестороннего изучения: конец ХІХ– начало ХХІ ст.

На основании имеющихся историографических и архивных материалов раскрыта роль народных инструментов в системе музыкального образования в Украине. На пути становления к профессионализму и академизации искусства балалаечного исполнительства и народного исполнительства стояли личности выдающихся балалаечников Слобожанской Украины (Н. Ткачев, А. Волковой, В. Заболотный, Д. Журавель, Е. Богдан. Мы рассматриваем деятельность этих представителей профессионального балалаечного исполнительства Слобожанщины как основоположников двух направлений современного балалаечного искусства – исполнительского и педагогического. На этом историческом фундаменте наблюдается дальнейшее совершенствование и развитие в творчестве молодых поколений конца XX–XXI столетий

Защита диссертации

Защита диссертации

Исполнительство на балалайке в Украине имеет богатые достижения и традиции и перерастает локальные рамки. В нем соединяя в себе такие явления, как художественное творчество (композиторское и исполнительское в сфере сольной и ансамблевой музыки), профессиональное образование (методические, педагогические наработки), трансформацию социальных функций, взаимное проникновение национальной и мировой музыкальной

2. Методологическое значение системного исследования балалаечного исполнительства имеет несколько векторов. Историко-генетический связан с трудами М. Имханицкого, И. Мациевского, в которых рассматриваются общие принципы исполнительства на народных инструментах. Усовершенствование конструкции балалайки (органологичний аспект) способствовало отработке новых технических приемов и способов звукоизвлечения, обогащению тембровой драматургии. Такие исполнительные параметры, как темп, динамика и агогика в создании стиля характеризует качество прочтения того или иного произведения (интерпретационный аспект). Педагогический вектор отразил состояние преподавания игры на балалайке в системе высшего музыкального образования Украины, а также концертно-филармонической практики современности.

Впервые в отечественном музыковедении задействован региональный подход, необходимый для системного описания опыта харьковской школы исполнительства на балалайке. Академизации народных инструментов на базе учебных заведений Слобожанищины способствовала расширению образно-интонационной и жанрово-стилистической сфер исполнительства и способствовала выходу за пределы любительского творчества и расширению индивидуальных аспектов интерпретации как признаки сложившейся инструментальной школы. Организация системы профессионального образования, создание оригинального репертуара для балалайки известными композиторами, формирование индивидуально-исполнительских школ, связанных с плеядой одаренных музыкантов-исполнителей и педагогов, в том числе в очагах Слобожанщины, показали, что исполнение на балалайке является не только региональным явлением, но и составной музыкального искусства Украины.

4. Изучение исполнительской специфики балалаечного инструментализма как стиля мышления в общем историко-художественном процессе обусловило обоснование поэтики балалаечного искусства. Ее содержание составляет комплекс исполнительской реализации композиторского текста.

Слушание оппонентов

Доктор наук Ю.И. Чекан, научный рук. доктор, профессор Л.В. Шаповалова, соискатель С.А. Костогрыз

Инструментальный стиль балалаечника - способ музицирования, качество виртуозного владения всем комплексом темброво-артикуляционных и динамических средств воспроизведения звукового образа. Концертность, более широкий спектр технических приемов и возможностей звукоизвлечения составляет специфику инструментального стиля балалаечника. Виртуозность как проявление высшего мастерства наглядно поэтику инструментальных принципов мышления балалаечника. С одной стороны, звуковой образ балалайки, генетически привязан к славянской картине мира; с другой – жанрово-стилевое эволюция композиторского творчества для балалайки отмечена тенденция к отказу от узкоприкладном ее использования и превращению его в статус универсального. Жанровую специфику балалаечного инструментализма подтвердила наличие сформированных мело-ритмо-формул и связанных с этим апликатурно-артикуляционных и фактурно-тембровых комплексов.

5. Процесс формирования жанровой системы балалаечного искусства в системе композиторской практики ХХ в. оказался, с одной стороны, концентровано- «уплотненным» во времени, а с другой - он открыт до сих пор. Оригинальные композиции для балалайки в творчестве композиторов конца ХХ - начала XXI веков (Г. Цицалюк, Е. Тростянский, А. Билошицкий, В. Зубицкий, К. Мясков, В. Власов, М. Стецюн, А. Гайденко) в настоящее время составляют классический доработок балалайкового исполнительства ХХ в. Произведения украинских композиторов прочно заняли места в концертных программах балалаечников всего мира, а также на исполнительских конкурсах самого высокого уровня.

Итак, балалаечное исполнительство XXI века, составив собственный тезаурус культурной коммуникации, функционирует как специфическая сфера народно-академического инструментального искусства, со своей самобытной картиной мира, уникальной темброво-фонической звуковой аурой, специфической системой инструментальных средств. Жанрово-стилевые модели исполнительства на балалайке показали универсализм Бытие звукового мира балалайки, его животворность и бессмертную красоту.

5. Специфической чертой балалаечного исполнительства и педагогики во второй половине XX ст. в Украине было наличие авторитарных тенденций со стороны представителей российской исполнительской школы. Отрицательным последствием было развитие изоляционных, искусственных процессов. Это проявилось в ограниченности доступа педагогов и широких кругов исполнителей к новым оригинальным произведениям, написанным композиторами Украины. Несмотря на изложенные выше сложности социокультурных процессов, русские народные инструменты (домра, балалайка, баян) наряду с бандурами, цимбалами прочно заняли свое место в исполнительской практике украинского народа. Они входят в профессиональные и многочисленные самодеятельные коллективы и существуют на концертной эстраде как полноценные академические сольные инструменты.

Выступление оппонента

Момент дискуссии

Создание оригинального репертуара для балалайки известными композиторами Украины, организация системы профессионального образования, наконец, создание национальных традиций (“школ”) игры на этом инструменте в связи с появлением плеяды даровитых музыкантов-исполнителей и педагогов – все эти факторы свидетельствует о том, что бытование балалайки в музыкальной жизни Украины уже «не является исключительно национальным русским явлением, а приобретает межнациональный характер», – по мнению М. Имханицкого.

Сказанное ученым слова сегодня, к сожалению подвергаются историко-политической корректировке. И тем не менее, выполненное исследование позволяет рассматривать балалаечное исполнительство в Слобожанщине как самобытное явление во взаимодействии центробежных и центростремительных тенденции развития инструмента.

Безусловно, нам не удалось до конца со всей глубиной раскрыть содержание одной из исторических страниц искусства игры на балалайке в Харькове, хотя мы к этому стремились. Однако аспект феноменологии личности музыканты-исполнители нами обозначен с наибольшей полнотой и научно-теоретической подоплекой. В частности, в диссертации обозначены приоритеты обоснования специфики балалаечного искусства через такие подходы современного гуманитарного знания, как системное моделирование, когнитивный и интерпретационный.

Сверхзадача исследования заключается в дальнейшем обобщении концертно-артистического и методико-педагогического опыта исполнительства на балалайке в Харькове. В будущем это поможет осознанию современного взгляда на роль и значение народно-инструментального творчества в музыкознании в ІІІ-ем тысячелетии.

Сергей Костогрыз с оркестром им. Г. Шендерева. (Руоводитель Валентин Лобанов) В квинтете “3+2″

ОТЗЫВ О ДИССЕРТАЦИИ С. КОСТОГРЫЗА  ДОКТОРА ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ, ПРОФЕССОРА КАФЕДРЫ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
КИЕВСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ЮРИЯ ИВАНОВИЧА ЧЕКАНА

(Фрагмент)

Сергей Александрович Костогрыз - отчаянный исследователь. Свидетельство тому - смело выбранная им тема кандидатской диссертации, главным героем которой выступает балалайка. Не секрет, что в украинском общественном сознании образ балалайки сегодня имеет преимущественно негативные коннотации. С одной стороны, особенно в последние три года, балалайка - один из знаков музыкальной культуры другой страны. С другой же (особенно в интернет-дискуссиях), этот инструмент - символ чего-то простого (распространенный демагогический прием здесь - псевдонаучная квантитативнисть: сравнение количества струн балалайки и, например, бандуры, из которого делается вывод о якобы преимущество одного инструмента над другим).

Академику Кононенко, который безапелляционно заявляет, что балалайку имеют только русские, не помешает познакомиться с диссертацией Сергея Костогрыза; тогда, возможно, уважаемый ученый несколько скорректирует свои взгляды, а его анализ вступит дополнительных семантических акцентов. В частности, более выпукло наметится не только очевидна национальная (Я - не-Я; Свой - Чужой), но и не менее очевидна аксиологическая оппозиция: противопоставление сферы высокого / элитарного, символизированное «скрипкой Страдивари» и вульгарного / массового, символом которого в упомянутом тексте предстает не только невинная и многострадальная балалайка, но и мандолина, которая к русским вообще никакого отношения не имеет.

Этот небольшой экскурс в сферу бинарных оппозиций и коллективного бессознательного призван продемонстрировать уважаемой аудитории хотя бы краешек той проблемной ситуации, которую цепляет в своей диссертации Сергей Александрович Костогрыз. Тиски идеологических и политических противостояний подстерегают здесь на исследователя на каждом шагу. Однако такая повышенная щекотливость темы исследования одновременно является признаком ее острой актуальности; очевидно, что успешное решение поставленных перед исследователем проблем возможно лишь при условии четкой и недвусмысленной этической позиции, внутренней убежденности в том, что украинская культура - это открытый к контактам, поликомпонентный и полиэтнический феномен; исследователю необходимо ясное понимание того, что принадлежность к другим культурным множествам не в ущерб для национальной культуры ни одном явлении или артефакте, а лишь обогащает ее, делает сильнее, многослойнее и продуктивнее. Надо специально отметить, что диссертант имеет такую ​​внутреннюю убежденность и такое понимание. Свидетельство тому - его исследования защищаемого сегодня.

Целесообразно отметить три краеугольных опоры этой диссертации.

Во-первых, это наглядная демонстрация на конкретном материале того, что балалайкове искусство было и является широко распространенным в Украине, в частности на Слобожанщине. Здесь существует мощная исполнительская традиция, сформировались оригинальные исполнительские школы, представленные яркими личностями разных поколений; здесь выстроена полная система профессионального образования (от музыкальной школы - до ассистентуры-стажировки) здесь создан значительный корпус музыкальных произведений для балалайки.

Во-вторых, это разноаспектных анализ составляющих балалайкового искусства Украины (и, в частности, Харьковщины) - творчества, жанрово-стилевой системы, музыкальной педагогики с позиции исполнителя практикующего.

В-третьих, это корректная опора на фундаментальные музыковедческие теории и универсалии - жанр, исполнительский стиль, интонационный образ мира.

Названные опоры проходят красной нитью через всю работу, придавая ей цельности и концептуальной завершенности.

Отклики на материал можно присылать по адресу: rmcmar@yandex.ru или воспользуйтесь ФОРМОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.



Комментарии запрещены.